Понятность системы Обучение работе с системой

Ментальная модель


Зачастую, или, точнее, почти всегда, чтобы успешно пользоваться какой либо системой, человеку необходимо однозначно понимать, как система работает. При этом необязательно точно понимать сущность происходящих в системе процессов, более того, необязательно правильно их понимать. Это понимание сущности системы называется ментальной моделью.

Разберем это на примере файловой системы. Каждый, кто обучал кого-нибудь пользоваться компьютером, знает, как трудно объяснить пользу от записи файла после его редактирования. Дело в том, что без понимания сущности происходящих в компьютере процессов понять сущность записи невозможно. Допустим, пользователь создал новый документ, что-то в нем сделал, после чего попытался выйти из программы. Программа спрашивает его «Сохранить документ или нет?»; тут и начинается самое интересное. Во-первых, в этом вопросе главное значимое слово непонятно. Что такое сохранить? Где сохранить? Куда сохранить? Если же вопрос ставится техническим языком, а именно «Записать документ на диск?», то и здесь непонятно: на какой такой диск? Во-вторых, что важнее, даже если пользователь понял вопрос, он все равно не может понять, зачем документ сохранять? Как-никак документ уже имеется, сохранять его не надо.

Проблема усугубляется тем, что даже самый начинающий пользователь знает, что если он нажмёт кнопку Ок, начнется какое-то действие. А поскольку пользователь не хочет, чтобы действие, которого он не понимает, начиналось, он недрогнувшей рукою нажимает кнопку Нет, после чего программа закрывается, а файл не сохраняется.

Иной аспект той же проблемы: как научить пользователя превентивно сохранять рабочий файл время от времени, чтобы, когда компьютер зависнет, можно было встретить судьбу во всеоружии? Сделать это практически невозможно, поскольку пользователь искренне уверен, что если файл есть в компьютере, с ним уже ничего не сделается.

В результате, есть только два способа научить пользователя сохранять файлы. Сущность первого способа состоит в объяснении пользователю, что если он не будет время от времени и перед выходом из программы сохранять файл, у него будут проблемы.
Этот способ обладает определенным своеобразием: пользователь не поймет, зачем он это делает, он будет только знать, что делать это надо. Таким образом пользователь будет совершать своеобразный ритуал.

Второй способ: пользователю можно объяснить, что в компьютере есть две подсистемы памяти, одна постоянная, а другая временная; при выключении или при зависании компьютера содержимое временной памяти теряется, так что если документ нужен будет и позже, его надо перенести в постоянную память; перенос туда документа называется сохранением. Это и будет являться для пользователя ментальной моделью памяти компьютера. Понимание ментальной модели послужит стимулом для осознанных действий, а нашем случае - сохранения файла.

Изначально пользователь не имеет ментальной модели памяти компьютера. Проблема же состоит в том, что компьютер не дает ему возможности самому построить модель, так что единственным её источником может являться обучение. Это один из самых больших недостатков дизайна современных компьютеров, во всяком случае, первый компьютер без разделения памяти на постоянную и временную (Palm Pilot) разошелся тиражом в миллионы экземпляров.

Пример с сохранением был выбран как чрезвычайно удобный пример построения ментальной модели. Однако следует оговориться, что программа вообще не должна требовать от пользователя сохранять файлы, а должна делать это сама автоматически.

наверх     к оглавлению


Содержание раздела