Сообщение об ошибках. Субъективная удовлетворенность

Сообщение об ошибках


<<к предыдущей главе     к следующей главе >>

  • Как избежать сообщений об ошибках
  • Каким должно быть сообщение об ошибке
  • Пузырь как альтернатива сообщениям об ошибке
  • Сообщения о завершении операции
  • Ни один пользователь не может долго и продуктивно работать с системой, которая его огорчает и обижает. Тем не менее, такие «скандальные» системы являются нормой. Виной тому сообщения об ошибках.

    Большинство сообщений об ошибках в действительности не являются собственно сообщениями об ошибках. На самом деле они показывают пользователю, что система, которой он пользуется несовершенна, а именно:

  • недостаточно гибка, чтобы приспособиться к его действиям. В действительности множество действий пользователя направлены не на то, чтобы сделать так, а не иначе, а на то, чтобы сделать примерно так, как хочется. Пользователю часто нет дела, можно добиться точного результата или нет. Показывать ему в таких случаях диалог об ошибке глупо, поскольку пользователю не нужно ничего знать. Ему нужен результат.

    Вот что бывает , если пользователь попытается ввести значение, которое ему нужно, но которое система не умеет обрабатывать. Тут возможно три альтернативных решения. Во-первых, при проектировании системы можно более тщательно подходить к выбору её функциональности. Во-вторых, можно просто игнорировать неправильность значения, округляя его до ближайшего возможного (в данном примере система так и делает, но зачем же при этом выводить сообщение!?). В-третьих, вместо обычного поля ввода можно использовать крутилку (spinner)
  • недостаточно умна, чтобы показать ему его возможные границы действия. Во многих случаях пользователь совершает действия, которые воспринимаются программой как неправильные, не потому, что он дурак, но потому, что система не показала ему границ возможного действия. Все такие сообщения порочны, поскольку их можно было бы избежать, просто блокировав возможность совершения некорректных действий или показав пользователю их некорректность до совершения действия.



    Типичное сообщение об ошибке, вызванное нежеланием системы показать пользователю границы его действий. К тому же из сообщения не понятно в чем собственно ошибка, а междометьем «или» система расписывается в своей некомпетентности. Все усугубляется тем, что система не предоставляет ни одного варианта решения проблемы (еще бы! она ведь даже не знает точно, в чем она заключается). Даже опытный пользователь, впервые столкнувшись с этой проблемой, потратит на ее расшифровку несколько минут. Между прочим, это Office XP.

    Пример из того же Office XP, но уже на порядок лучше. Во-первых, сообщение не выглядит как банальное сообщение об ошибке, а выглядит как диалоговое окно. Во-вторых, пользователю тут же предоставляются варианты выхода из затруднительной ситуации (тут даже язык не поворачивается называть эту ситуацию проблемой). Однако есть существенный недостаток, который буквально перечеркивает все достоинства: совершенно непонятна разница между первым и последним пунктом. Ошибка в данном случае может быть фатальной. Хуже всего, что из-за несовершенства интерфейса в случае перезаписи файла не поможет даже корзина.
  • самоуверенна и считает, что пользователь дурак, которым можно и нужно помыкать. Нормой также являются случаи, когда система пытается выставить дело так, как будто пользователь неправ, а система, наоборот, есть воплощение безошибочности и правоты. В действительности не пользователь сделан для системы, но система для пользователя. Таким образом, как-либо ущемлять пользователя неправильно.

    Пример подобного сообщения. Для кого неверное? И кто, собственно, виноват, система или пользователь?


  • Суммируя, можно сказать, что почти любое сообщение об ошибке есть признак того, что система спроектирована плохо. Всегда можно сделать так, чтобы показывать сообщение было бы не нужно. Более того. Любое сообщение об ошибке говорит пользователю, что он дурак.

    Таким образом, почти все сообщения об ошибках должны быть удалены. Разумеется, речь идет не о том, чтобы просто выкинуть куски кода из программы, а о том, что системы изначально надо проектировать так, чтобы в них отсутствовала необходимость в таких сообщениях.Невозможно полноценно работать с системой, которая по нескольку раз за день тебя ругает.

    наверх     к оглавлению


    Содержание раздела